Государственная регистрация прав на недвижимость: инструкция, как зарегистрировать собственность

Регистрация права собственности на недвижимость – это процедура внесения сведений в ЕГРН. Собственник может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Это ему гарантирует закон.

Законодательное регулирование

права на недвижимость

Процедуру регулирует ФЗ №218 «О государственной регистрации прав»:

  • Запись в ЕГРН – единственное доказательство того, что права существуют.
  • Регистрационные действия проводит Росреестр.
  • Росреестр вносит запись в ЕГРН. После этого начинают действовать права на недвижимость.
  • Все сведения о собственниках, истории перехода прав – открытые. Получить их может любой человек. Достаточно запросить для этого выписку из ЕГРН.  

Регистрируют не только те сделки, которые подразумевают под собой переход прав (купля-продажа, дарение, договор ДДУ и т.п.). По закону нужно регистрировать и те действия, в результате которых объект не отчуждаются. К ним относят договора аренды, субаренды, ипотеки и т. д.

Важно!!! Сделки с недвижимым имуществом тоже регистрируются, но это две разные процедуры. Сначала регистрируется сделка. После этого ее можно считать заключенной. Следующий шаг – процедура регистрации прав на недвижимость.

Какие права нужно регистрировать на недвижимость

  • Собственности.
  • Переход прав к другому человеку.
  • Прекращение права собственности.
  • Обременение (ипотека, сервитуты, аренда и т.д.)
  • Хозяйственного владения.
  • Пожизненного наследственного владения.
  • Пользования.

В процессе процедуры регистрации сотрудники Росреестра вносят запись в ЕГРН. Эта запись – доказательство того, что вы действительно обладаете правами на объект. После того, как сведения будут внесены в Реестр, оспорить их можно только через суд.

Кто может подать заявление на регистрацию

Как зарегистрировать права на недвижимость

Подать заявление на регистрацию прав может только собственник. Но закон устанавливает несколько уточнений этого положения:

  1. Самостоятельно подать заявление можно с 14-летнего возраста.
  2. Если собственнику еще нет 14 лет, от его имени действует его законный представитель. Это могут быть родители, опекуны, усыновители.
  3. Если собственник признан недееспособным, он не может самостоятельно совершать никакие юридические действия. Заявление от его имени подает опекун.

От вашего имени может действовать представитель. В этом случае нужно нотариально оформить на него доверенность.

Нужна помощь в регистрации прав? Специалисты компании «Геомер групп» помогут вам. Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

Регистрация прав на первичный объект недвижимости

Законодательное регулирование прав на недвижимость

К первичным объектам относится недвижимость, которая только была построена и еще не стоит на кадастровом учете. То есть о ней нет никаких записей в ЕГРН. В этом случае постановка на кадастр и регистрация прав происходят одновременно.

Раньше это были две отдельные процедуры. Сначала собственник ставил недвижимость на кадастровый учет, а затем подавал заявление на регистрацию прав. После того, как два реестра объединили в один, процедура упростилась, а ее прохождение стало быстрее.

Для регистрации потребуются документы:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Свидетельство о рождении (для несовершеннолетних собственников)
  • Документы основания.
  • Межевой план (при регистрации участка).
  • Техплан (при регистрации ОКСа).
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Список документов будет отличаться в разных ситуациях. Основанием для постановки на учет и регистрации могут быть:

  • Акты, выданные органами местной власти. Например, при выделении земельного участка.
  • Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта.

Важно!!! После введения уведомительного порядка строительства для ИЖС и СНТ подавать документы на регистрацию дома должна местная администрация. Собственник должен только уведомить ее о начале и завершении строительства и получить ответное уведомление о соответствии. После оплаты госпошлины администрация передаст документы в Росреестр.

Регистрация вторичной недвижимости

подать заявление на регистрацию

Такая недвижимость уже стоит на кадастровом учете, информация о ней внесена в ЕГРН. Обычно регистрация вторичной недвижимости связана с переходом прав на нее. Основанием для такого перехода могут быть:

  • Договор купли-продажи.
  • Наследственное дело.
  • Дарственная.

Участники сделки подают заявление и пакет документов:

  • Паспорта всех участников.
  • Документы основания.
  • Квитанция об уплате пошлины.

Пакет документов может отличаться в разных ситуациях. Он зависит и от особенностей сделки, и от типа объекта недвижимости. Узнать, какие документы потребуются для регистрации прав на дом в вашем случае, можно на бесплатной консультации нашего эксперта. При необходимости мы поможем пройти регистрацию и будем представлять ваши интересы в Росреестре.  

Документы можно подать на бумажных носителях или в электронном формате. Бумажные документы должны быть написаны разборчиво. Если на них есть подчистки, исправления, их просто вернут и процедуру регистрации нужно будет проходить заново. Электронные версии должны быть заверены ЭЦП. Межевой план, техплан и другие документы подготовленные кадастровым инженером, подают в электронном формате.

Договора по сделкам с недвижимостью, где один или несколько собственников несовершеннолетние, должны быть заверены нотариусом. Это необходимо для того, чтобы защитить несовершеннолетних. Также нотариально нужно удостоверять договора по недвижимости в долевой собственности.  

Как подать заявление

Регистрация прав на первичный объект недвижимости

Существует несколько способов подачи заявления и документов на регистрацию прав. Вы можете выбрать наиболее удобный для вас.

  1. Через МФЦ. Сотрудник многофункционального центра примет заявление и документы. Вы получите расписку. В указанную дату нужно прийти за выпиской из ЕГРН, которая будет доказательством того, что сведения внесены в реестр.
  2. По почте. Отправить заявление можно по почте на адрес местного офиса Росреестра.
  3. На сайте Росреестра. Вы заполняете форму заявления и отправляете документы в электронном формате. Для того чтобы заявление было принято к рассмотрению, оно должно быть заверено электронной подписью. Сделать это нужно на последнем шаге.

Не хотите заниматься процедурой регистрации самостоятельно? Посещение МФЦ занимает много времени, а электронно-цифровая подпись, чтобы заверить электронное заявление есть не у всех. В этом случае вы можете обратиться в компанию инженерных изысканий «Геомер групп».

Это поможет вам избежать волокиты со сбором и подготовкой документов. У нас вы можете заказать и технические документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость:

Сроки постановки на учет

Регистрация вторичной недвижимости

По закону постановка на кадастровый учет и регистрация прав занимают 7 дней.

Этот срок отсчитывают от даты получения вашего заявления и квитанции на оплату госпошлины Росреестром. На практике регистрационные процедуры занимают немного больше времени.

При подаче документов через МФЦ срок увеличится примерно на 2-3 дня. Это связано с межведомственным взаимодействием. При отправке документов почтовым отправлением сроки зависят от работы почты.

В семидневный срок специалисты Росреестра проводят проверку документов. По результатам проверки регистратор принимает решение:

  • Завершить регистрацию. В этом случае в ЕГРН внесут запись. Вы получите выписку из реестра, которая будет доказательством того, что вы имеет права на недвижимость.
  • Приостановить процедуру. Обычно решение о приостановлении процедуры принимают, если выявлены устранимые нарушения. Чаще всего – это неполный пакет документов или их неправильное оформление. Регистрация будет возобновлена после того, как вы устраните препятствия.
  • Отказать в регистрации. Отказать могут, если при проверке было выявлено нарушение закона. Также регистратор отказывает в том случае, если собственник ранее подал заявление, что любые регистрационные действия могут проходить только в его присутствии.  

Стоимость госпошлины

Госпошлина за регистрацию прав на недвижимость:

  • для физических лиц – 2000 рублей,
  • для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 350 рублей;
  • для юридического лица – 22 000 рублей;

Для первичной регистрации необходимо проведение кадастровых работ и получения технических документов. Их стоимость зависит от разных факторов. Уточнить цены на кадастровые работы можно у нашего эксперта по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21 или оставив заявку на сайте.

Подтверждение регистрации прав

Подтверждение регистрации прав

Раньше доказательством того, что вы имеете право собственности на недвижимость было свидетельство. Этот документ выдавали до 2017 года. После того, как ГКН и ЕГРП объединили, свидетельства перестали выдавать. Вся информация об объекте и его собственниках вносится в ЕГРН. Доказательством будет выписка из реестра.

Выписку можно получить в электронном виде. В этом случае она будет заверена ЭЦП Росреестра. Получить простую выписку из ЕГРН может любой человек. Для этого достаточно заполнить форму на сайте Росреестра.

Если вы подавали заявление через МФЦ, в указанную дату вы должны прийти за выпиской. В случае почтового отправления документов выписка может быть также выслана вам почтой.

Важно! Выписка не имеет законодательно установленного срока действия. Она актуальна в тот момент, когда вы ее получаете. Если в дальнейшем вы решите продать недвижимость, нужно будет получить новую выписку.  

Что еще нужно знать о регистрации прав

Что еще нужно знать о регистрации прав

Собственник может запретить Росреестру проводить любые регистрационные процедуры без его личного участия. Для этого нужно подать заявление. В ЕГРН будет внесена запись о том, что регистрация перехода или прекращения прав, наложения обременений может происходить только в присутствии владельца.

В случае, если в регистрирующий орган поступит заявление о совершении этих действий, Росреестр откажет без объяснения причин. Не распространяется этот запрет на следующие случаи:

  • Основание для изменения – решение суда, вступившее в силу.
  • Заявление поступило от Федеральной службы судебных приставов.

При необходимости вы всегда можете снять этот запрет. Запись в реестре будет погашена и вашего обязательного участия для проведения регистрационных процедур не потребуется. Такой запрет может защитить ваши права собственника.

Что делать, если запись о том, что у вашей недвижимости появился новый владелец уже появилась, но вы с ней не согласны? В этом случае у вас есть один путь – обращение в суд.

Мы рекомендуем подать заявление о том, что у вас есть возражения по поводу зарегистрированных прав. Оно не будет для Росреестра основанием не проводить регистрацию. И информации о новых правах внесут в реестр. Такое возражение помогает снизить количество оспариваемых сделок.

Полезное видео

Источник: https://geomergroup.ru/article/registraciya-prav-na-nedvizhimost/

Комментарии (0)

Позвонить